Аяқ киім/Обувь

 

 

Особым статусом в традиционной культуре наделялась обувь, которая у казахов, как и многих народов Центральной Азии, включает в себя туфли на каблуке без задника, мягкие сапоги, сапоги на каблуке и др. Обувь в традиционном представлении соотносима с земным началом, под которым находится Нижний мир – царство мертвых, нечисти или демонических существ, т.е. обувь презентовала сакральный низ.  Поэтому традиционная казахская обувь «кебіс», «мәсі» и «саптама етік» декорированы орнаментами растительного и животного мира, покрывавшая всю поверхность обуви. Цвет также имел значение: яркая палитра характерна для свадебной обуви, траурная соответствовала обуви стариков. Орнаментальный декор обуви отражал идеи благопожелания, оберега и защиты от вредоносных сил Низа.
 

Загнутый вверх носик носил не только утилитарную функцию — хорошее сцепление при езде на лошади, но и возможностью не «беспокоить» землю – Жер-Ана. Обувь символизирует путь, дорогу, передвижение: сапоги/обувь «частый» элемент настенной росписи в традиционных мавзолеях, где она символизирует путь человека в царство мертвых. Обувь также была участником некоторых обрядов жизненного цикла и гаданий. Сакрализация обуви характерна для многих культур. Например, украинские сапоги красного цвета являлись символом плодородия, оплодотворения и неизменным атрибутом свадебного ритуала; в китайской культуре существовал обычай обмена обувью между молодоженами, что символизировало обет долгой совместной жизни.

.